Иволгинская сопка

Она же Острая гора и Баян-Тугад

Модератор: proff

proff
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 04 апр 2018, 11:32
Имя: Борис

Иволгинская сопка

Сообщение proff » 16 апр 2018, 12:16 #1

Иволгинская сопка, её также иногда называют Острой горой, Баян-Тугад (Богатый павлин), изредка Сопкой любви. Находится в 1,5 км на юго-восток от поселка Иволгинск.

Изображение

Сопка представляет собой возвышение, формой напоминающее голову. Северо-западный склон пологий и ровный, юго-восточный – скалистый и обрывистый. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники и береза. Это типичный дайк – интрузия изверженных пород. На её пологом склоне камнями выложены огромное соёмбо и мантра «Ом мани падме хум» («О дивный цветок лотоса!»).

О происхождении сопки и ее значении во все времена ходило много легенд. Но исторически доказано, что некогда у подножья горы была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. В свое время пещера была исследована известным советским археологом, академиком А.П. Окладниковым. Им был обнаружен небольшой грот с довольно высоким куполовидным потолком. На сводах и потолке были многочисленные рисунки, выполненные красной краской. Древний человек был хорошим художником, он запечатлел на скалах свои занятия и жизнь сородичей, сцены охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельный людей, зверей и птиц. Но со временем входы в пещеру оказались засыпанными и завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру был завален в результате землетрясения в 1950 году.

Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателю города Кяхта. Он останавливался здесь на отдых и ночлег. Есть поверье, что эта ниша на самом деле засыпанный вход в обширную пещеру в толще горы, в которой был целый шаманистский храм.

На вершине сопки стоял субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск-Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, ее заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Магазин и Боро-Губээ (нынешняя Иволга). В 20-х гг. субурган поразила страшной силы молния, расколов его на части, которые разлетелись и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволгинск решил вновь соорудить субурган. На обо-тахилган в 1991 году его освятили.

Существует поверие, что у сопки есть два хозяина – мужчина и женщина. Женщина-шаман часто посещает это священное место. Легенды связанные с этой возвышенностью, объединяет общая тема - смерть. Одна из легенд гласит: хозяйка этой горы – всадница в развевающемся на ветру белом платке на вороном коне.

Уроженка Иволгинских степей, прекрасная девушка, пленила своей красотой монгольского князя, объезжавшего свои владения. Женившись на ней, он увез ее в Монголию. И хотя она родила ему двух сыновей и дочь, тоска по родине и родным не покидала ее. И вот однажды, не в силах совладать с мечтой увидеть родные края, она оседлала любимого коня и устремилась в дорогу. Конь, почуяв родные запахи, рвал поводья и скакал бешеным галопом. Но вдруг он споткнулся, нога его попала в нору, вырытую сусликом. Предсмертный стон молодой женщины скорее напоминал вздох восторга и облегчения: наконец-то ее душа будет жить вечно в любимых ею родных местах. С тех пор избранным случалось видеть, как в восходящих лучах солнца парит всадница на вороном коне и за ее плечами развевается белым шлейфом платок.

Другая легенда рассказывает о строении Баян-Тугад. Когда-то давно, в Иволгинской долине жили колдун и три богатыря. Захотел колдун захватить власть в свои руки, но боялся богатырей. Однажды заманил он их хитростью на сопку и превратил в каменные фигуры. Неожиданно грянул гром, сверкнула молния. Она попала в колдуна, сразив его. Колдун свалился в образовавшуюся перед ним пропасть. Эта легенда рассказывает о трех небольших скалах, напоминающих фигуры людей и расположенных на юго-восточном склоне сопки.

Изображение

Еще одна легенда рассказывает о том, как вернулась в свою Иволгу выданная замуж женщина-шаманка, привязала коня к тальнику на южной стороне Баян-Тугад и повесилась. Недалеко от с. Каленово есть еще одна сопка Баян-Ундэр. Шаманка на своем вороном жеребце все время курсирует между Баян-Ундэр и Баян-Тугад. На линии, связывающей эти горы, не рекомендовалось ставить жилище – опасно. Что скрывается под этим предупреждением: обширная геопатогенная зона или какое-то излучение. Почему после смерти этой шаманки считалось, что женщинам нежелательно подниматься на сопку Баян-Тугад, достаточно поклониться у ее подножья.

По словам местных жителей, сопка притягивает к себе самоубийц со всего района, специально сюда едут и регулярно прыгают со скал южного склона.


Вернуться в «Республика Бурятия»